UA-11868742-1

Погоду исправит экономическая география

9 декабря. Доклад Росгидромета «Об особенностях климата на территории РФ за 2010 год» фиксирует «аномальность» засухи прошлого года, вызвавшей потери до 50% урожая зерновых в основных «хлебных» регионах РФ в сравнении с урожайным 2008 годом. При этом «запасы продуктивной влаги» весной 2008 и 2010 годов «оказались практически идентичными». Сильная почвенная засуха охватила территорию Центрального, Приволжского, Южного и Уральского федеральных округов лишь в июне и июле 2010 года, однако в результате «засуха 2010 года оценивается как наиболее значимая за последние 60 лет», недобор урожая яровых «превысил 50% от уровня урожая 2008 года».

Однако приведенные в докладе данные о последствиях сильнейших засух за последние 60 лет свидетельствуют: потери черноземных районов РФ, являющихся основными производителями зерновых, имеют тенденцию к росту (см. график). Метеорологи объясняют этот эффект незначительными проявлениями климатических изменений — замедлением роста январских температур при сохранении или незначительном ускорении роста июльских и многолетним трендом на снижение количества летних осадков при сохранении их уровней весной.

Важно, однако, что расчеты Росгидромета сделаны «в предположении отсутствия агротехнических трендов» и «рассматриваются как прямой результат влияния климатических факторов (в данном случае — засух)». Насколько корректно такое предположение, Росгидромет не оценивает, несмотря на очевидное технологическое развитие АПК РФ в сравнении с сельским хозяйством СССР образца 1951 года.

Отличия в климатических условиях РФ, впрочем, эффективно компенсируют колебания урожайности: так, в годы интенсивных засух в европейской части Сибирь, как правило, обеспечивала ее прирост (см. график). Проблемой, как отмечалось на прошедшем 7 декабря 2011 года в Москве Международном зерновом форуме, является логистика. По оценке представителя госзернотрейдера ОАО ОЗК Дмитрия Гранта, «в регионе ежегодно выращивается на 3-5 млн тонн зерна больше объема, необходимого для внутреннего потребления», а к 2020 году «этот показатель может быть увеличен до 8-10 млн тонн в год». Естественным выходом из ситуации в ОЗК называют «создание экспортного зернового коридора через Дальний Восток»: ОЗК уже подписала соглашение с ООО «Дальпорт» о совместном строительстве мощного зернового терминала на Дальнем Востоке.

Источник: Газета «Коммерсантъ»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *