UA-11868742-1

Индийский океан: активный разлом увеличивает риск цунами

4 февраля. До сих пор неизвестная система активных разломов в Индийском океане оказалась между границами индийской и арабской плитами. Французская группа исследователей обнаружила 800-километровый разлом, он по-прежнему активен и часто вызывает огромные оползни. Поэтому, риск землетрясений и цунами в Индийском океане должен оцениваться по-новому, делают вывод геологи в журнале «Earth and Planetary Science Letters».

Теория тектоники плит Альфреда Вегенера, наконец-то с 1960-х годов стала учением, а «стыки» земной коры — предметом интенсивных исследований. Сегодня, границы плит, вдоль которых образуются вулканы и землетрясения, находятся, почти, под постоянным наблюдением. И все же, есть еще области, которые являются либо слишком спокойными, либо слишком незаметными, чтобы быть исследоваными.

Таким «белым пятном» на географической карте специалистов является стык индийской и арабской плиты. Обе платформы скользят друг напротив друга, в так называемом Оуэн (Owen) разломе, в Индийском океане. Эта зона характеризуется низкой сейсмичностью и складкой, поднимающейся до 2000 метров над дном океана. Аравийская плита движется чуть быстрее, чем Индийская, со скоростью от 2 до 4 миллиметров в год на север.

800-километровая брешь системы

Благодаря экспедиции «Owen», в 2009 году, команде исследователей института Наук о Земле в Париже (iSTeP), Лаборатории геологии CNRS и научно-исследовательскому центру Géoazur, удалось точно определить границу между арабской и индийской плитой. Исследователи опирались во время работы на диплот (лот, устроенный для измерения большой глубины — прим. переводчика) в глубоководной зоне моря на борту научно-исследовательского судна Beautemps Beaupre.

Батиметрические данные (процесс сбора данных о глубинах в зоне исследования — прим.переводчика), выявили до сих пор неизвестную систему разлома, которая простирается более чем на 800 км на северо-западе Индийского океана. Также было выявлено, что высоко возвышающийся хребет Оуэн не образует первоначальную границу плиты, а является группой активных движущихся сегментов, которые прерваны несколькими изгибами.

Оползни подтверждают высокую активность
и повышенный риск цунами

Поразительно: Хотя река Инд переносит большие количества осадков из Гималаев в Индийский океан, разлом не покрыт отложениями и может быть на 100 километров свободно изучен. По мнению исследователей — это признак текущей тектонической активной в этой области. Особенно на западной стороне хребта Оуэн, где наблюдаются многочисленные следы оползней, которые, вероятно, были вызваны землетрясениями вдоль разлома Оуэн. Они —потенциальный источник цунами на соседнем побережье Омана.

Перевод: Алекс Крит
Источник: scinexx

9 комментариев “Индийский океан: активный разлом увеличивает риск цунами”

  1. Мда, если разломы увеличится то туда океан мировой как раз может уползти в них, как в поры губки.

  2. если что, аукнется не только индийскому океану, но и восточному средиземноморью ((

  3. Может поэтому там, в Аденском заливе все флоты собрались, а пираты, так повод...:-) Так пиратов то и не ловят...

    • Друг 2-ым механиком на сухогрузе под флагом ходит, недавно с рейса очередного вернулся, несколько раз в том районе проходили в этом году. Много чего интересного понарассказывал...как суда в караваны собираются под защитой кораблей ВМФ разных стран. На те суда, которые по той или иной причине в караваны не попадают, в порту выделяют несколько бойцов спецподразделений, в том числе и ВС РФ. Инструктируют экипаж, минируют борта и в путь. Нападают довольно часто...есть слабоорганизованные и плохо эккипированные группы пиратов-любителей на джонках и со стрелковым оружием. А есть высокоорганизованные профессиональные флибустьеры, хорошо вооруженные, с дорогой эккипировкой на быстроходных катерах. Короч с его слов, при нападении пиратов весь экипаж укрывается в машинном отделении и там баррикадируется, а спецназ бьется до победного. Если бойцов всех перевалят и пираты проникнут на судно — машинное отделение как правило не отваживаются взрывать, так как есть риск самим взлететь на воздух вместе с судном, тем самым пираты не получают контроля управления над судном и уходят восвояси, да и помошь к тому времении уже подходит. Ну и захватывают суда в основном профи и только в том случае, если команда не успевает вовремя среагировать, подать сигнал помощи и укрыться в МКО. С катера херачат из гранатомета по рубке, вышибают связь и пиши пропало.

    • Да и вот еще чего вспомнил...боец спецподразделения за конвоирование одного судна получает порядка 10 т зелени...переход длится несколько дней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *